МАДОУ г. Нижневартовска ДС №44 Золотой ключик

Консультация для родителей "Воспитание дошкольников по программе«Социокультурные истоки»

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность <...> общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

«Истоки» служат укреплению отечественных духовных ценностей, способствуют защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «Истоки» позволяют сформировать у дошкольников целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. «Истоки» направлены на развитие духовно-нравственного стержня личности, укрепление семьи, создание доверительных отношений между детьми и родителями.

Авторы программы «Социокультурные истоки» (И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда).

Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 г., была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы. В 2002 г. инструментарий по программе «Истоки» (учебники, рабочие тетради, методические материалы для учителей) прошел экспертизу в Министерстве образования и разрешен к применению в образовательных учреждениях России.

Программа разработана для 4-х возрастных групп: младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет), старшая (5-6 лет), подготовительная (6-7 лет)

Особенности программы.

  При всей значимости получаемой информации главными компонентами социокультурного опыта являются не знания и умения, а эмоции и способы их выражения. Прочувствованное восприятие социокультурных категорий может стать фундаментом для формирования системы ценностей, образующих индивидуальность человека.

  Непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение рисунка, аппликации, чтение книги создают условия для удовлетворения потребности детей в общем со взрослыми деле. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

  Отсутствие описания негативных способов поведения (того, как не следует поступать). Авторы программы придерживаются мнения выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: «…всякое сознание есть начавшееся движение и, следовательно, предостерегая наших питомцев от того, чего они не должны делать, мы одновременно фиксируем их внимание на этом поступке и тем самым толкаем к его совершению. Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой-нибудь антиморальный поступок, нежели подробно описать последний». 

В возрасте5-6лет целями программы являются:

v  Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость).

v  Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

v  Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей.

v  Развитие первичной рефлексии и идентификации.

v  Создание условий для формирования адекватной самооценки.

Возраст  5  лет  –  время,  когда  ребенок  в  полной  мере  открывает  для  себя существование внутреннего мира в других людях. Происходит расширение социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками уточняется самооценка, формируются социальные чувства – альтруизм, стыд, чувство совести.

В традициях русской культуры духовно-нравственное воспитание детей всегда было связано с верой. В рамках программы «Истоки» не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Вера рассматривается как вера в родную землю, родной народ, надежда на завтрашнюю радость, устремление к доброму исходу дела. Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших является основой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой. Главным условием доброй надежды является согласие. Дети учатся достигать согласия с взрослыми и ровесниками в деле (выполняя задания в паре или микрогруппе), в слове, следуя добрым советам старших (занятия «Мудрое слово», «Мудрые люди»), в чувствах и устремлениях (занятия «Добрые друзья», «Добрые дела»). Мудрый опыт поколений (правила поведения, нравственности) сохранен наиболее полно в народных сказках, пословицах, поговорках.

Реализация программы

Содержание программы интегрируется в различные виды детской деятельности: игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, познавательную, трудовую,

конструктивную, физкультурно-оздоровительную.

В течение учебного года предлагается проведение 9-ти итоговых занятий с детьми и 5-ти занятий с родителями. Особое место в них отводится активным формам обучения, таким, как ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппе, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Занятия с родителями предваряют детские занятия, чтобы родители могли осмыслить, как заниматься с детьми дома.

Также предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома. Страницы альбома помещены в соответствующих книгах для развития детей. В оформлении страниц альбома детям младшего дошкольного возраста помогают родители, старшие оформляют альбом самостоятельно (или с некоторым участием родителей.


25 апреля 2017 в 20:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.